Не так давно в районной газете был опубликован ответ генерального директора КУП «Коммунальник
Калинковичский» Игоря Борисенко на письмо жителей города о неудовлетворительных условиях захоронения людей на местном кладбище «Корчага». Мне подумалось тогда, конечно, это безобразие, что гроб с телом покойника опускают в яму, которая наполовину заполнена водой. Но это не удивительно. Что можно же дать от места захоронения, названного «Корчагой». В толковом словаре Владимира Даля объясняется, что корчага - это колдобина, ямина с водою.
Меткое название! Да с кого за такой выбор места захоронений и название сегодня спросишь? Эти люди сами уже, вероятно, покоятся на этом кладбище.
Я нахожусь в том возрасте, когда уже начинаешь задумываться о смысле жизни и том моменте, когда для тебя перестанет светить солнце. Что поделаешь? Таков закон природы. Всё в этом мире имеет начало и конец. Не хочу кощунствовать, но, по моему мнению, покойнику всё равно, где его похоронят. Он там уже ничего не ощущает. Только вот живущим не безразлично, как и где будет захоронено тело умершего.
Размышляя на эту тему, я подумал, а существует ли какая-нибудь законодательная база по вопросам погребения? Всемогущий интернет помог мне найти ответ на поставленный вопрос. Ещё в 2001 году наш парламент принял Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле», в который в дальнейшем вносились изменения и дополнения. Законом определены порядок и правила выбора участка для погребения, вопросы финансирования и содержания кладбищ. Ответственность за выполнение данного Закона возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое в свою очередь приняло ведомственное постановление по данному вопросу. Не буду пересказывать все статьи Закона и Постановления, выделю только главное.
В статье 15 Закона «О погребении и похоронном деле» говорится: «Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, религиозными, санитарными и природоохранными требованиями земельные участки с размещаемыми на них кладбищами, склепами для захоронения тел (останков) и праха (пепла) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню (кремации), стенами скорби (колумбариями) для захоронения урн с прахом (пеплом) после предания огню (кремации) тел (останков) умерших».
В статье 17 «Санитарные, природоохранные и градостроительные требования к размещению мест погребения» содержится ответ на поставленный жителями нашего города вопрос:
«Отвод земельных участков для размещения мест погребения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с генеральными планами городов, проектами детальной планировки и правилами застройки населенных пунктов с учетом геолого-гидрологических условий района, природной защищенности подземных вод, особенностей рельефа местности, состава грунта и должен отвечать требованиям охраны окружающей среды, санитарных норм и правил, а также долгосрочному существованию места погребения.
Размер земельного участка для размещения места погребения определяется исходя из градостроительных норм и с учетом количества жителей данного населенного пункта.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории, зон отдыха и садоводческих товариществ.
Не разрешается размещение мест погребения на территориях:
первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, месторождения подземных вод, предусмотренных для перспективного водозабора, первой и второй зоны округа санитарной охраны курорта;
с выходами на поверхность закар-стованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
водоохранных зон (полос) рек, озер и других открытых водоемов, верховьев малых рек;
со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных участках.
Размещение и ввод в эксплуатацию мест погребения, а также утверждение проектной документации на их возведение, реконструкцию и благоустройство осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Проектная документация на возведение новых мест погребения, а также на реконструкцию и благоустройство действующих мест погребения подлежит государственным экспертизам в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь».
Как видим, процесс определения новых участков для размещения и ввода в эксплуатацию мест погребения не простой и требует больших профессиональных знаний и финансовых средств. Будем надеяться, что с этой задачей КУП «Коммунальник Калинковичский» справился.
А меня снова начала сверлить мысль: неужели и на новом кладбище после его ограждения и захоронения первого умершего человека престарелого возраста не будет должного порядка? Нет, я не хочу подвергать критике руководство ЖКХ. Как раз, наоборот, за последние годы было многое сделано, чтобы привести местные кладбища в порядок. Знаю, что и некоторые религиозные общины не остались в стороне от благоустройства мест, куда люди уходят на вечный покой.
Однако сделано не всё. И в этом виноваты мы сами.
За последние годы местные власти многое сделали, чтобы места захоронений были ограждены, благоустроены. Но нам этого мало. Мы стараемся оградить могилки родных огромными оградами, которые иногда занимают часть дорожек и проходов. Через какое-то время к могилкам родственников уже не подойти. А ведь в Законе «О погребении» и Постановлении Министерства жилищно-коммунального хозяйства чётко излагаются требования по этому вопросу. Приведу несколько статей из Постановления министерства ЖКХ:
18. При оформлении отдельных участков кладбищ должны учитываться общая композиция и единый архитектурный и художественный стиль оформления всех объектов и в целом кладбища.
19. Территория места погребения должна иметь удобные подъезды, позволяющие проведение работ по их благоустройству и озеленению, и быть разделена проездами, пешеходными дорожками и аллеями на сектора (участки) захоронений. На дорогах устанавливаются указатели направлений на объекты места погребения.
30. Размеры и конструктивное решение ограждения территории места погребения должны предусматриваться проектом его устройства.
При обосновании ограждение территории места погребения в сельских населенных пунктах допускается устраивать в виде живой зеленой изгороди из древесно-кус-тарниковых пород, высотой не менее 1,0 м по всему периметру.
33. На местах погребения рекомендуется практиковать устройство газонных кладбищ без памятников, надмогильных холмиков и оград. На газонных кладбищах должен заранее, до их открытия, создаваться зеленый травяной ковер. На таких кладбищах вместо устройства холмиков на каждую могилу ложится плита из природного или искусственного камня, на котором высекаются фамилия, имя и отчество умершего с указанием дат рождения и смерти.
37. На участках для захоронений разрешается по решению местных Советов депутатов или местных исполнительных и распорядительных органов установка металлических оград (без выступающих острых частей) высотой до 40 см размером в плане не более предоставленного участка.
44. Могилы, надмогильные сооружения, колумбарные ниши, живые изгороди из кустарника, цветники и газоны на отведенных для захоронения участках должны содержаться в надлежащем порядке за счет граждан и организаций, произведших захоронение (оправка надмогильных холмиков, ремонт, окраска и сохранность надмогильных сооружений, расчистка проходов у могил и другие мероприятия)».
Видите, как всё чётко расписано? А наши кладбища отвечают этим требованиям? Далеко нет. Мы, к сожалению, и в этом вопросе отстаем от других стран. В 1992 году мне довелось с группой калинковичских детей побывать в международном детском оздоровительном лагере недалеко от города Ной-Изенбург в Германии. На карте маршрутов для пешеходных прогулок я увидел, что недалеко от лагеря находится кладбище павших советских воинов. Конечно, я решил отвести туда детей, чтобы склонить наши головы перед памятью о павших соотечественниках. На месте мы увидели прекрасно ухоженное воинское кладбище газонного типа. Нигде не было зарослей кустов, дикорастущих растений и травы. Над могилками были установлены небольшие мемориальные надгробия с высеченными именами погребенных. На кладбище было разбито несколько цветников, на которых росли красивые разнообразные цветы. Единственное, что нас расстроило, было то, что на некоторых надгробиях было высечено два слова: «Неизвестный солдат». Тогда подумалось, что какая-то семья так и не дождалась с фронта своего сына, отца, брата и не знает, где нашел их родной человек свое последнее пристанище. В прошлом году я снова посетил кладбища на севере Германии, где похоронены родственники моих немецких друзей. Там я уви дел идеальный порядок, живые цветы, скромные надгробия. Да что говорить, даже в Брестской и Гродненской областях кладбища, особенно католические, выглядят намного лучше наших захоронений! Что же надо сделать, чтобы поправить положение?
На мой взгляд, первое, что надо сделать, это решить вопросы с финансами. Очевидно, что работы по ограждению и благоустройству нового кладбища будут стоить недешево. Навряд ли в бюджете раойна и ЖКХ найдется необходимое количество денежных средств, чтобы установить на кладбище надежное и красивое ограждение, необходимые ритуальные сооружения.
В других странах для подобных целей используются средства из церковного налога, который выплачивают все работающие независимо от своего вероисповедования. Неверующие могут не выплачивать такой налог, но как мне сказал один знакомый немец, он не знает случаев, когда кто-то отказался от уплаты налога, потому что каждый понимает: деньги пойдут на святое дело. Там же, в Германии, например, осуществляется продажа участков для захоронений на срок от двадцати до тридцати лет. Эти деньги также направляются на содержание и благоустройство кладбищ.
У нас земля для захоронения предоставляется бесплатно, но кто-то же должен заниматься благоустройством кладбищ, поддерживать чистоту и порядок, обеспечивать водой для полива цветов, кустарников и других нужд.
В статье 30 Закона «О погребении» (Источники финансирования похоронного дела) говорится, что источниками финансирования похоронного дела являются:
средства республиканского и местных бюджетов;
средства государственных внебюджетных фондов;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
На мой взгляд, когда речь идёт о других источниках, то это и средства жителей населенных пунктов, которые могут аккумулироваться на специальном счету в виде разового в году налога (сбора) в размере, например, 50% базовой величины.
Я уже этот вопрос обсуждал с некоторыми людьми, и они сказали, что поддержат такой почин, только бы был порядок на кладбище. Убежден, что никто из работающих и пенсионеров не будет возражать против сбора средств, просто нужно провести соответствующую разъяснительную работу среди населения, после чего должно быть принято решение районного Совета депутатов по вопросам совершенствования похоронного дела в районе.
В этом решении можно также поднять вопрос о запрещении установки металлических оград вокруг погребения. Но в таком случае территория кладбища должна быть надлежащим образом ограждена, чтобы ничто и никто не мог нарушить покой захороненных людей. Стоимость таких оград, их покраска значительно превышает размер сбора, о котором мы вели разговор выше. А сколько металла будет сохранено для промышленности страны. Об этом тоже нельзя забывать в Год бережливости, объявленный в этом году в Беларуси.
Вероятно, будет справедливо, если мы откажемся от искусственных цветов и венков, особенно из пластмассы. Этим мы тоже внесем свой вклад в охрану окружающей среды.
И последнее, что волнует меня. Не хочу никоим образом обидеть людей, которые потеряли своих родных и близких. Когда кто-то уходит в мир иной, это происходит чаще всего неожиданно. В семью приходит большое горе. На страницах районной газеты появляются некрологи, соболезнования, благодарности за оказание помощи в организации похорон. Это нормально. К сожалению, сообщения о смерти публикуются уже после погребения умершего, поэтому иногда ты уже не успеваешь отдать дань уважения, проститься с покойным.
Но вот в последние два-три года районка стала чуть ли не в каждом номере печатать обращения родственников к читателям газеты с просьбой помянуть умерших. Эти обращения чаще всего начинаются так: «Прошло сорок дней (два года, четыре года, десять лет) со дня» ... и так далее. При этом публикуются фотографии умерших. Действительно, всем сердцем воспринимая горе людей, я не понимаю, зачем обращаться ко всему району с просьбой помянуть покойного. Разве родственникам станет легче от того, что кто-то прочтет это обращение. Я не думаю так. Ведь лучше пойти в церковь и помянуть усопших в соответствии с церковными правилами. Порой читаешь такие обращения и думаешь, что у наших людей вся жизнь - одно горе. Как часто мне доводилось читать иные сообщения в немецких газетах: «Ура! Наконец-то мы решили пожениться. Церемония бракосочетания состоится там и там». Или другое сообщение: «Здорово! Наша семья увеличилась на одного маленького, но очень дорогого нам человечка». И так далее. Читаешь такие слова и думаешь: «А жизнь ведь продолжается!»
А вы как считаете, уважаемые земляки?!
Сергей ТИШКЕВИЧ,
пенсионер.
г.Калинковичи.