Два века назад, 16-19 октября 1813 года, в масштабном кровопролитном сражении у немецкого города Лейпциг в Саксонии, названном позднее историками «Битвой народов», решалась судьба Европы.
Французский император Наполеон, потерявший годом ранее в русском походе свою «Великую армию», к этому времени смог ее полностью восстановить и даже нанести несколько поражений войскам выступившей против него коалиции в составе Пруссии, Австрии, Швеции и России. Наполеон собрал у Лейпцига 170 тысяч солдат и 700 орудий, союзники выставили против него гораздо большие силы - около 250 тысяч человек при 1100 орудиях. Тем не менее, в ходе этого беспримерного по количеству участников и ожесточенности сражения не раз казалось, что Наполеон близок к очередной победе. Уже в первый день битвы его кавалерия стремительной лавиной прорвала центр союзников и лишь несколько сотен метров не дошла до ставки российского императора Александра I. Положение спасли лейб-казаки царского конвоя, продержавшиеся до подхода резервов. Малоизвестный факт: в этой атаке принимали участие и белорусские уланы, сражавшиеся в составе польского корпуса маршала И.Понятовского. Осенью 1812 года полковник К.Обухович, владелец части имения Обуховщи-на (ныне деревня на юго-востоке Калинковичского района), двоюродный брат мозырского судьи А.Обухови-ча (крестного отца поэта Адама Мицкевича), сформировал в Пинске по заданию правительства восстановленного Наполеоном Великого Княжества Литовского 20-й уланский полк. Мозырь и окрестности были заняты тогда русским корпусом генерала Ф.Эртеля, но многие молодые шляхтичи, да и крестьянские парни из Обуховщины, Юрович, Шареек, Прудка, Калинкович, надеявшиеся получить землю и волю, потянулись отсюда, чтобы записаться добровольцами в полк своего земляка. Гораздо больше уроженцев калинко-вичской земли сражалось с противоположной стороны. Из хранящегося в Национальном историческом архиве Беларуси рекрутского списка по Речицкому повету Минской губернии известно, что в Лейпцигской битве и других сражениях на земле Германии многие из них сложили свои головы «за Веру, Царя и Отечество». Среди них житель Дудич рядовой Но-воингермоландского полка Евмен Ларионов Евстратов, житель Обуховщины рядовой Московского драгунского полка Мартин Алексеев Назарен-ко, житель Великих Литвиновичей рядовой 32-го егерского полка Петр Про-копьев и другие. Отличились в «Битве народов» и два русских военачальника, связанные с нашими местами - владелец имения Суховичи генерал от инфантерии Д.С.Дохтуров и совладелец имения Озаричи генерал-майор П.С.Лошкарев.
Сражение у Лейпцига шло с переменным успехом, пока на третий день не произошло событие, резко качнувшее весы судьбы в пользу союзников. Средь бела дня, на глазах у остолбеневшего командира саксонского корпуса французского генерала Ж.Рейнье, его подчиненные дружно перешли на сторону противника. Положение французской армии резко ухудшилось, и Наполеон был вынужден скомандовать отступление. Это был конец его владычества над Европой, а вскоре он лишился и трона.
Несколько дней назад мне довелось присутствовать в Минске на презентации изданных еще в 1829 году и только сейчас переведенных на русский язык мемуаров участника наполеоновских войн саксонского генерала К.Функа (с нем. - «искра»). Готовя предисловие и комментарии к переводу, я многое узнал об авторе, храбром солдате и талантливом литераторе. В книге помещен его портрет, с которого на нас смотрит вполоборота моложавый, стройный, приятной внешности офицер в гусарском доломане. Строгое и благородное, без тени надменности лицо, пытливый взгляд являют нам человека думающего, образованного, творчески одаренного. Карл Вильгельм Фердинанд фон Функ родился в 1761 году в герцогстве Браушвейг в дворянской семье. Был гвардейским офицером и способным писателем, другом классиков немецкой литературы И.Шиллера и И.Гете, печатался в «Литературной газете». Во время похода Наполеона в Россию в чине генерал-лейтенанта командовал дивизией в составе саксонского корпуса и отличился во многих боях на белорусской, украинской и польской земле. В основе его мемуаров лежат, очевидно, короткие записи, которые делались урывками на биваках и привалах, а то и после очередной боевой схватки. В них описаны большие и малые события, жизнь и смерть на войне, какие они и были на самом деле. Записки содержат весьма острые и проницательные оценки известных людей - Наполеона, Рейнье, Шварценберга, и одновременно полны точно подмеченных и мастерски сделанных зарисовок из жизни младших офицеров, простых солдат, и даже местных жителей. Рядом с рассуждениями о политике и выкладками по военной теории соседствуют поистине апокалиптические описания ужасов войны, причем автор равно сострадает своим и чужим солдатам, мирным жителям, умирающим от свинца, голода, холода и болезней. И тут же - вызывающая улыбку сценка из боя за г.Волковыск, где генерал Рейнье, принявший в темноте взвод противника за свой, взялся отчитывать командира, русского офицера, а тот, остолбенев от французского нахальства, лишь хлопал глазами, вытянув руки по швам. Книга точна в бытовом, историческом и географическом отношении, в ней даны красочные описания белорусских городов и ландшафтов в разное время года. Кажется, этот человек, храбрый воин с задатками талантливого литератора, остро ощущал свою необыкновенную эпоху и считал долгом поведать о ней потомству.
Одна из главных мыслей, изложенных на ее страницах, гласит - несправедливая захватническая война неизбежно заканчивается крахом для самого агрессора. Но этот пророческий голос не был услышан. Его соотечественники еще дважды ходили в двадцатом веке на восток с оружием в руках. И вновь, как в 1813 году, увидели, как на их собственной земле обосновались российские гарнизоны - теперь уже на долгие десятилетия.
Владимир ЛЯКИН.