21 сентября 1943 года группа в количестве 18 самолетов Пе-2 54-го бомбардировочного авиаполка 301-й бомбардировочной авиадивизии получила боевое задание: под прикрытием шести Як-1 бомбардировать железнодорожную станцию Злынка. Спустя четыре с половиной часа группа из девяти Пе-2 под прикрытием шести Як-1 бомбила аэродром юго-восточнее Новозыбкова и автоколонну в 500 м восточнее населенного пункта.
В обоих боевых вылетах ведущим был подполковник Михаил Кривцов, штурманом – гвардии капитан Иван Сомов. В том же составе 3 октября они бомбили скопление немецких автомашин на восточной окраине поселка Машево Черниговской области, 15 октября под прикрытием четверки Як-9 – артиллерийско-минометные позиции немцев в восточной части д. Доброгоща Жлобинского района, 28 октября под прикрытием Як-7 – вражеские артиллерийско-минометные позиции в северо-западной части д. Бушатин Лоевского района, 19 ноября наносили бомбовые удары по артиллерии фашистов у поселков Станки и Каничев Ветковского района, Костюковка Кормянского района. А 22 ноября совершили Первый полет над Калинковичским районом – бомбили немецкую артиллерию в окрестностях Замостья.
В первый день Калинковичско-Мозырской наступательной операции Иван Сомов в качестве штурмана с ведущим Владимиром Живагиным вылетал на бомбежку живой силы и техники фашистов на северо-западной окраине г.п. Озаричи, спустя два дня – в окрестностях Цидова, на следующий день, 11 января 1944 года, в районе Сельцов.
А 12 января летчики получили приказ командования двумя группами по восемь самолетов Пе-2 бомбить скопление эшелонов на железнодорожной станции Калинковичи. Ведущий первой группы – Михаил Кривцов, штурман – Иван Сомов, воздушный стрелок-радист – Николай Павлов. Взлетев с аэродрома Песочная Буда в 13.02, спустя час группы были над целью и тут же попали под обстрел немецкой зенитной артиллерии.
Самолеты успели сбросить на цель 115 фугасных и 427 авиабомб. Группа, ведущим которой был полковник Федоренко и штурманом майор Авдеев, была атакована пятью вражескими ФВ-190. А вот самолет 18/228 Кривцова, Сомова, Павлова от прямого попадания в левый мотор загорелся. Самолет вспыхнул, как факел, и летчики направили пылающую машину в скопление платформ с фашистскими танками и другой техникой…
Путь в авиацию
Сомов И ИИван Сомов родился 8 сентября 1915 года в селе Нижние Прыски Козельского района Калужской области в крестьянской семье. Как и перед тысячами его сверстников, Советская власть открыла перед ним широкие двери в образование. Как крестьянский сын, рос Михаил трудолюбивым, учился старательно и основательно. Был он любознательным юношей, заводилой в художественной самодеятельности, любил музыку.
В 1935 году он окончил Калужский сельхозтехникум по специальности «агроном». Когда учился в техникуме, сам зарабатывал себе на одежду и питание. Но это никак не отразилось на учебе.
После окончания техникума Сомова направили на работу в колхоз. Но его манила авиация. И в сентябре 1936 года его мечта сбылась: он поступил в Оренбургскую 3-ю военную летную школу летчиков и летнабов имени Чкалова, которую окончил с отличием в ноябре 1937 года по курсу стрелка-бомбардира. В должности младшего летнаба (летчика-наблюдателя) Сомов был направлен на службу в 104-ю тяжелую бомбардировочную авиаэскадрилью 101-й авиабригады Забайкальского военного округа.
В июне 1938-го Сомова ждал перевод в 150-й авиаполк 100-й авиабригады и назначение на должность старшего бомбардира. В марте 1939 года его назначили младшим летнабом, а в июле 1940-го – помощником адъютанта.
На этот же период приходится и первое боевое крещение Михаила Сомова: с мая по сентябрь 1939 года он участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол. В военном архиве сохранился журнал боевых действий полка за тот период. В полку не хватало летного состава, а потому нагрузка на летчиках лежала неимоверная. Именно в дальневосточном небе Сомов получил хорошую практику ночных бомбометаний.
Лето и осень 1941-го
За пять дней до начала Великой Отечественной полк перебазировался в Читу, а 19 июня 1941-го приступил к разборке самолетов и погрузке их на ж/д состав. Приказ – следовать до станции Балашов, на которую состав прибыл 6 июля, где началась сборка самолетов. А спустя три дня приказом НКО из ночных эскадрилий 28-й авиадивизии был сформирован 150-й ночной бомбардировочный полк. И уже 16 июля летчики выполнили первое боевое задание – бомбили немецкие танки севернее Смоленска (район села Березнево). С этого дня и ежедневно они совершали по 18-20 самолетовылетов на бомбежку врага и сброс боеприпасов нашим частям в районе Смоленска, Великих Лук, Вышнего Волочка.
Пришли первые потери боевых товарищей. Уже 18 июля на свой аэродром не вернулись три экипажа – капитана Преснякова, лейтенантов Боброва и Лебедева. В тот же день экипаж мл. лейтенанта Климакова (стрелок-бомбардир Сорокин, стрелок-радист – Голубин) был сбит зенитной артиллерией немцев и сгорел вместе с самолетом. Потери экипажей были 18 и 19 июля, а 20 июля не вернулся на аэродром комполка майор Полбин (был сбит, позже вернулся).
Но эти трагические моменты лишь разозлили летчиков, и они стали действовать более отважно и дерзко. Так, 28 июля после бомбометания в районе Великих Лук стрелок-радист Кудряшов сбил два немецких Ме-109.
Не раз смотрел смерти в глаза и Иван Сомов. Особенно напряженная обстановка сложилась в конце августа. В районе Великих Лук на стыке 22-й и 29-й армий немцы прорвали нашу оборону и движутся к станциям Кунья и Назимово с целью перерезать железные дороги на Ржев и Торопец. Тем самым в окружение попадала группировка 22-й армии. Штаб 46-й авиадивизии поставил перед 150 сбап боевую задачу: уничтожить колонны танков и пехоты противника.
С этого момента эскадрильи полка совершали посадку только для дозаправки и пополнения боекомплекта. Особенно жарким выдался день 24 августа, когда самолеты полка под прикрытием истребителей бомбили не только немецкие колонны, но и позиции противника в районе Пески. Выполнять боевую задачу летчикам пришлось под шквалистым огнем немецких зениток, которые буквально прошивали небо. Сбросив боекомплекты, приходила очередь штурманов и стрелков-радистом – они обстреливали из пулеметов немецкие позиции.
В этот день полк понес и самые большие потери – на аэродром возвратилось всего четыре самолета. В 1-й (в ней летал Сомов) и 2-й эскадрильях осталось лишь по два самолета, в 3-й – один. Однако надо было выполнять боевые задачи, и летчики их выполняли. Нагрузка на них выросла в разы, они по-прежнему совершали дневные и ночные вылеты – бомбили немецкие колонны с техникой и живой силой в районах Мартюхово – Федьково, на дороге восточнее Торопца, на западном берегу Зап. Двины.
Кр Зн 1 А
При выполнении заданий командования стрелок-бомбардир 1-й авиаэскадрильи Иван Сомов демонстрировал образцы отваги и мужества. К 20 августа 1941 года на его счету уже 42 боевых вылета, из них 14 – ночью, а к 1 сентября еще 15 боевых вылетов, из них 1 ночной. Сомов бомбил колонны, немецкие позиции, Переправы. Только 23 августа на станциях Кунья и Назимово его экипаж уничтожил около двух десятков единиц техники и более полутора сот оккупантов. А на следующий день в районе Пески в составе группы из 9 самолетов результатом бомбежки с участием Сомова стало уничтожение двух десятков единиц техники и около 250 немцев. Еще два десятка автомашин и артиллерийскую батарею он уничтожил 29 августа в районе Кадосно – Костино, а 31 августа в районе Павлово – Льховка – еще одну немецкую батарею.
За результативную боевую работу в августе 1941 года лейтенант Сомов был награжден орденом Красного Знамени.
А в начале сентября 1941 года в районе Великих Лук с Сомовым произошла история, которая могла бы стать сценарием для захватывающего фильма. Во время выполнения боевого задания его самолет атаковал фашистский стервятник. В небе завязалась дуэль, в результате которой оба самолета загорелись. Сомов прыгнул с парашютом, одновременно десантировался и фашист. Летчики открыли стрельбу друг по другу из табельного оружия. Ивана Сомова выручило то, что он был отличным стрелком: еще в воздухе он застрелил фашистского стервятника, хотя и сам был тяжело ранен в ногу.
Геройского летчика спасли местные женщины-колхозницы, которые возили сено с луга и наблюдали за поединком. Они выходили Ивана, а после помогли переправиться через линию фронта. И уже через несколько дней он был в боевом строю. Правда, первые дни из-за ранения в ногу однополчане помогали ему залезть в кабину самолета.
А затем была битва за Москву. Сомов героически защищал столицу Родины, не раз и не два отличился в боях. Десятки фашистских танков, автомашин, сотни солдат и офицеров навсегда остались в советской земле после его бомбометаний.
Ленина 2 А
За исключительное мужество и героизм, стойкость и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками к тому времени уже старший лейтенант и стрелок-бомбардир звена Иван Сомов был представлен к званию Героя Советского Союза. Мало кого представляли к такому высокому званию в первые месяцы войны. Но он был достоин того. Прежний список боевых достижений в октябре пополнился 17-ю подбитыми немецкими танками и десятками солдат противника в районе Бородино, 5-ю танками и 7-ю автомашинами с живой силой в районе Осташково, 10-ю танками и 15-ю автомашинами с живой силой у д. Климентьево, 13-ю автомашинами и до двухсот солдат противника в районе Можайска. Неоднократно по заданию командования Иван Сомов совершал разведполеты в глубокий немецкий тыл, откуда доставлял ценные сведения.
Но вместо звезды Героя ему вручили орден Ленина. А в январе 1942 года за успешное выполнение боевых заданий Сомова наградили вторым орденом Красного Знамени.
Сталинград
пе-2
Новый год для Сомова начался боями на Ржевском направлении. Весь январь 150 сбап бомбил немцев в окрестностях Ржева и в самом городе. А 15 февраля 1942 года полк погрузился на железнодорожный состав в Калинине и 19 февраля прибыл в Киржач для Переучивания на самолеты ПЕ-2. До 3 апреля проходили теоретические занятия, а затем до 20 мая – вывозные полеты, а с 20 мая до 7 июля – тренировочные полеты. 6 июня полк вышел из подчинения ВВС МВО и перешел в подчинение начальника главной инспекции при заместителе наркома по авиации полковника Сталина, и 13 июля по его приказу полк совершил Перелет из Киржача на аэродром Сталинграда. В тот же день экипаж ст. лейтенанта Степана Браушкина совершил Первый боевой вылет на разведку. А уже 14 июля полк совершил 11 самолетовылетов на бомбежку колонн немецких танков и автомашин на дороге Новомосковка – Чернышевская, и один вылет на разведку с боев (сам комполка Иван Полбин и Герой Советского Союза штурман Федор Фак).
16 июля полк совершил 35 самолетовылетов. Под прикрытием Як-7 бомбили скопление танков и автомашин на северной окраине города Морозовский. В тот же день Иван Сомов участвовал в бомбежке немецкого аэродрома северо-восточней Миллерово. В ответ наши самолеты были атакованы «Мессерами». Они сумели подбить шесть наших самолетов. Но не ушли безнаказанно: четыре «Мессершмитта» были сбиты, и один из них на счету Сомова. «Одержимый жгучей ненавистью к врагу, – писал в наградном листе командир 301-й авиадивизии полковник Федоренко, – он рвется в бой на самые ответственные участки обороны Сталинграда, в ночных полетах уничтожает самолеты противника на аэродромах в станицах Морозовской, Тацинской и Миллерово. В этих воздушных схватках с врагом тов. Сомов лично сбил два самолета противника и аэростат воздушного наблюдения».
Самым напряженным для полка оказался день 31 июля. В районе Голубинский, Каменский, Липологовский, колхоз Стан немцы оказались в окружении. Большое скопление танков и машин без горючего, много живой силы. По приказу командующего 1-й особой авиагруппы полк занимался уничтожением окруженцев. А 2 августа 10-ю самолетами под прикрытием 17 самолетов Як-7 полк бомбил скопление танков и автомашин в районе Липологовский. Это был последний боевой вылет полка. В тот же день самолеты были переданы 99-му авиаполку, а личный состав 150-го авиаполка с 3 по 11 августа самолетами ПС-84 Перелетел на аэродром Люберцы.
После Сталинграда комполка Иван Полбин был назначен помощником начальника инспекции ВВС Красной Армии, инспектором Красной Армии – Виктор Ушаков, бывший командир 1-й авиаэскадрильи (обоим 24 ноября 1942 года Указом Президиума ВС СССР присвоено звания Героев Советского Союза, а двумя днями ранее Приказом НКО №374 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк переименован в 35-й гвардейский бомбардировочный авиаполк).
Ленина 2 А
На руководящую работу в инспекцию ВВС Красной Армии был назначен и Иван Сомов. Однако пробыл он в Москве недолго. «Не могу оставаться здесь, когда мои товарищи сражаются с врагом на фронте. Я еще не сполна расквитался с фашистами», – так заявил он начальнику управления, подавая рапорт с просьбой отправить его на фронт.
Его просьба была удовлетворена, и в конце феврале 1943 года гвардии майор Сомов поступил в распоряжение командира 301-й бомбардировочной авиадивизии. В качестве штурмана 54-го бомбардировочного авиаполка он участвовал в ожесточенных боях на Курской дуге. «Не зная страха, в условиях активного противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника майор Сомов водил полк на уничтожение живой силы и техники врага в районе населенных пунктов Соборовка, Поныри, Малоархангельск, Кромы, Дмитровск-Орловской, Шабалкино, Тросно. В августе-сентябре 1943 г. в упорных боях по прорыву долговременной оборонительной полосы противника в районе г. Севск т. Сомов показал образцы мужества, настойчивости и упорства в вождении групп на поражение целей в условиях быстрого продвижения своих войск», – писал в том же наградном листе комдив Федоренко.
Навечно в памяти народной
В январе 1944 года в районе Калинковичей три советских летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Это командир эскадрильи 233-го истребительного авиаполка капитан Константин Захаров, заместитель командира эскадрильи 431-го штурмового авиаполка младший лейтенант Юрий Шлыков.
Пe2-2
А 12 января при нанесении удара по железнодорожному узлу Калинковичи погиб экипаж 54-го авиаполка в составе подполковника Михаила Кривцова, штурмана гвардии майора Ивана Сомова и стрелка-радиста старшины Николая Павлова. Путь экипажам при подходе к Калинковичам преградил сильный огонь фашистских зениток. Командир полка выполнил маневр, вывел группу на цель и вошел в пике. В этот момент снаряд и попал в его самолет. Подполковник Кривцов не изменил направление полета, и охваченный пламенем Пе-2 с бомбовым грузом врезался в эшелон на станции.
Отеч войны 3
Так погибли герои. У Ивана Сомова это был 243-й и… последний боевой вылет. Спустя два дня, 14 января 1944 года, советские войска освободили Калинковичи. Останки экипажа были обнаружены и перевезены в д. Песочная Буда Гомельского района, где базировался полк. А имена Кривцова, Сомова и Павлова увековечили в названии улиц в Калинковичах…