Люди встречаются, люди влюбляются, женятся... Эти слова из старой лирической песни очень точно передают смысл того радостного периода в человеческой жизни, когда он и она идут по первым ступеням золотой лестницы, ведущей к совместному браку. И мало кто в тот период может со стопроцентной уверенностью сказать, насколько удачным и счастливым окажется этот совместный союз.
Наверное, именно так было и у Стаса с Татьяной, когда они решили две судьбы в одну связать и подали заявление в загс, а потом и расписались. Было это в 1995 году. Свадьба, поздравления, пожелания, подарки. А затем потекли житейские будни. Поначалу жили у родителей, но через год перебрались на съемную квартиру. Все правильно, молодым надо строить свои отношения и налаживать самостоятельную жизнь. Тем более, что вскоре в этой семье произошло пополнение.
И отношения в семье были вроде бы нормальные. Происходили и конфликты, разные бытовые ссоры и споры. Именно тогда мать впервые стала замечать синяки на лице своей дочери. И подобная картина повторялась с завидной периодичностью. Татьяна терпела, ведь Станислав к другим женщинам не ходил, день™ не пропивал, а спиртное употреблял только по поводу. Ну, а после такого повода всегда бывал и иной повод - кулак сжать, как веский аргумент в семейном споре.
Примерно после десяти лет совместного брака Станислав стал хорошо зарабатывать. Вместе с тем порой не ночевал дома, частенько засиживался с приятелями за рюмкой-стаканчиком, а когда приходил домой, то устраивал разборки. В споре, говорят, рождается истина. Но споры в этой семье очень быстро перерастали в ссоры и заканчивались использованием последнего аргумента. Какого? Правильно, все того же кулака.
Стараясь сохранить семью (к тому времени в ней уже воспитывалось двое детей), Татьяна терпела унижения и побои. Правда, бывали случаи, она забирала детей и перебиралась к маме. Жила по неделе, две, месяцу, даже три месяца. Но потом возвращалась. Ведь семейный деспот все «осознавал», ошибки безоговорочно признавал, становился на колени, просил прощения и умолял вернуться и клялся, что подобного больше никогда не повторится.
Верила ли она ему? Нет, просто хотела верить. А возвращалась только ради детей, чтобы они росли в полноценной семье, где есть папа и мама. И когда история повторялась - просто терпела.
Но терпение не бывает бесконечным. Рано или поздно оно заканчивается. У Татьяны оно лопнуло 4 января 2012 года. В Тот вечер Станислав возвратился домой поздно, был сильно пьян, подсел на диван рядом с Татьяной и, что называется, на ровном месте устроил ссору. Состояние, по-видимому, не позволило ему веско аргументировать свои доводы убедительными словами, и он прибег к давно испытанным и проверенным аргументам. Начал семейный деспот с ударов локтем по лицу и в правое плечо, при этом разбив жене язык.
На следующий день Татьяна обратилась с заявлением в милицию. И когда встал вопрос о привлечении деспота к установленной законом ответственности, он резко присмирел, стал молить о пощаде, снова извинялся и клялся, что отныне такое не повторится. Уступая мольбам и клятвам, ровно через месяц Таня подала в милицию встречное заявление и просила проверку не проводить в связи с примирением сторон.
Но спустя пять месяцев история в точности повторилась. Было это в 2 часа ночи 3 июля 2012 года.
Станислав снова был пьян, снова орал, оскорблял, нецензурно выражался, высказывал непонятные претензии и, в конце концов, перешел к старым испытанным аргументам - кулакам. Бил по рукам, плечам, целился в голову. Лишь когда были разбужены дети, в деспоте пробудилась капля совести, и он вышел из комнаты.
И опять Татьяна сняла побои, опять подала заявление в милицию и опять через несколько дней обратилась со встречным заявлением в связи с примирением. Точно также она поступила и в конце сентября того же года, когда скандалист и драчун вернулся домой ранним утром пьяный, нанес несколько ударов кулаками в голову, грудь и плечо.
В октябре районный суд расторг брак между Стасом и Таней. С тех пор он перестал ночевать дома, периодически навещая детей. Но в середине декабря явился в своем обычном состоянии и обрушился с кулаками на бывшую жену...
История семейной жизни этой пары весьма поучительна. Она закончилась разводом и уголовным делом по обвинению семейного деспота по статье 154 ч. 1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание). Точку в ней поставил суд, который признал гражданина С. виновным в умышленном систематическом нанесении побоев и назначил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на один год. Гомельский областной суд оставил этот приговор в силе.
И так рано или поздно заканчиваются все подобные истории. В текущем году прокурором района по той же статье возбуждено еще два уголовных дела. Они переданы в районный отдел Следственного комитета для расследования. Статья, кстати, предусматривает наказание не только в виде ограничения свободы, но и лишения свободы сроком до 3 лет. Так что семейным деспотам надо бы серьезно призадуматься самим и предупредить других, себе подобных.
Наталья ДАШКЕВИЧ, старший помощник прокурора района.