«Патриотизм - это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери».
Григорий БАКЛАНОВ.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в учреждениях образования. Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе - это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ-, и ощущение своей связи с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Однако на школьных уроках ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем по-настоящему любить свою Родину. Поэтому огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит краеведческой и музейной работе, использованию регионального компонента.
Об этом и шла речь на районном семинаре для преподавателей факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), который прошел 11 октября на базе Савичской СШ.
Почему именно там? Ведь Савичи - крайняя точка района, а в учреждении образования обучаются всего 40 школьников.
На этот вопрос ответила методист отдела образования, спорта и туризма Галина Булько, организатор семинара.
- Любовь к родине начинается с любви к тому месту, где родился человек. Огромное значение имеет ознакомление учащихся с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона, чередование теоретических и практических занятий по ОБЖ и допризывной подготовке (ДП) с учетом местных условий. В этой связи Савичской школе повезло. И с региональным компонентом, и с педагогом, который проводит эти занятия.
И в этом участники семинара убедились лично. Учитель трудового обучения и ДП, а также руководитель кружка «Велотуризм. Стрельба» и музея «Спадчына» Виктор Гор-маш сухим теоретическим занятиям всегда предпочитал практику. Его уроки по противопожарной безопасности, обучению правилам дорожного движения, дни гражданской обороны всегда вызывают неподдельный интерес у учащихся. А новых интересных соревнований, приуроченных к этим событиям, школьники ждут с нетерпением. Велопробеги «Память», ежегодные соревнования по велотуризму с участием РОС ДОСААФ, Дни защитника Отечества, экскурсии по памятным местам родного края, по мнению педагога, играют огромную роль в воспитании патриотизма. Тем более, они очень сплачивают учителей и учеников, ведь в них участвует вся школа, готовят юношей к военной службе, а девушкам дают первоначальные медицинские навыки.
Трудно уже и перечислить те места, где побывали савичские ребята со своим руководителем. Вот только некоторые точки на их карте в радиусе пятидесяти километров от школы: Озаричский лагерь смерти, захоронения немецких и советских солдат, место захоронения первого коммунара, памятник сожженным жителям, место, где был военно-полевой госпиталь, панские захоронения, участок, где был подбит немецкий танк, доты и дзоты...
И все это на велосипедах!
- Природы белорусской прекрасное кино прокручивает «велик» мне уже давно, - так шутит Виктор Гормаш.
Это вовсе не шутка, а чистая правда. На своем двухколесном он с учащимися исколесил все окрестности. Любимое место маршрута савичских школьников - оборонные сооружения «Линия Сталина» в деревнях Старо-селье нашего района и Слободке соседнего Пет-риковского.
Туда-то и отправились участники районного семинара-практикума.
Оборонный рубеж, который был построен в 1928-1935 годах, в годы войны сослужил советским солдатам хорошую службу. Говорят, этот рубеж продержался целый месяц, прежде, чем его покинул последний солдат.
Желание спуститься в дот и увидеть его изнутри, изъявили все участники семинара. Вооружившись фонариками, они спустились в подземелье. Узкие проходы под низкими потолками, с которых свисают соляные сосульки, отсеки для пулеметов и отверстия поменьше - для винтовок, казарменное помещение, солдатские спальни, торчащие из стен крюки для коммуникации - зрелище немного жуткое, но, одновременно, и завораживающее. Представляю, как нравится сюда спускаться подросткам. Ведь они могут увидеть своими глазами то, что видели лишь по телевизору или в компьютерной военной стратегии. Даже на взрослых мужчин доты произвели впечатление.
По прибытию в школу учителя ОБЖ посетили музей боевой и трудовой славы «Спадчына» и обсудили опыт работы Виктора Гор-маша, который, кстати, уже дважды представлял наш район на республиканских семинарах.
Подводя итоги, методист Галина Булько и гость из областного института развития образования Наталья Самойленко рекомендовали учителям использовать опыт Виктора Николаевича как образец, при проведении занятий по ОБЖ и ДП уделять больше внимания практике, наладить сотрудничество с РОС ДОСААФ, РОЧС, приглашать на занятия курсантов, участников боевых действий, воинов-интернационалистов.
Татьяна КАПИТАН.