Как обычно ребенок проводит свой день в детском саду? Чем он занят? Комфортно ли ему в окружении остальных детей и чужих взрослых? Чтобы ответить на эти вопросы, интересующие, думаю, многих родителей, я отправилась в ясли-сад № 15, где более десяти лет успешно работает воспитатель Елена САВЧЕНКО. Да и повод, чтобы познакомиться с ней, нашелся: не так давно талантливый педагог за свой профессионализм и творческий подход к выбранной профессии была награждена грамотой отдела образования райисполкома в номинации «Призвание».
Воспитанников, рассказывает Елена, родители приводят обычно к 8 утра. Кто-то приходит в хорошем настроении, кому-то нужно обязательно покапризничать, прощаясь с мамой. К расплакавшемуся малышу с доброй улыбкой тут же спешит воспитатель: успокоить, пожалеть, приласкать. А как же иначе? «Ведь если не будешь любить и жалеть деток, то тебе не место в детском саду, - отмечает Елена. - Все мои родные и друзья удивляются: как ты изо дня в день справляешься с такой оравой детворы (у меня в группе «Звездочка» сегодня 26 трехлеток) и не раздражаешься, разнимая Сашу и Сережу, успокаивая Дашу, уговаривая лечь спать Игната? Просто я стараюсь быть для малышей второй мамой. Чувствуя это, они тянутся ко мне и слушаются, поэтому у нас в группе обычно тихо и спокойно». В последнем удалось убедиться воочию: на встречу с Еленой я пришла в тот момент, когда она проводила занятие по развитию мелкой моторики и мышления. И все дети без исключения сидели на своих местах и с интересом занимались с предложенными им развивающими играми. Бросилось в глаза еще и то, что у талантливого воспитателя мастерски получалось привлечь внимание ребенка интонацией, при этом абсолютно не повышая голоса. «С годами ко мне пришло понимание, - рассказывает Елена, -что дети лучше слушаются и слышат, не когда кричишь, а когда говоришь спокойно и уверенно. И еще одно обязательное правило -всех воспитанников называть по имени и хвалить, пусть даже за незначительный успех». После занятия группа дружно собирается на прогулку. Тут и от воспитателя, и от его помощника требуется максимум организованности: кому-то косу заплести, кому-то помочь застегнуть куртку или надеть кофту, кому-то завязать шнурки. Обращаю внимание на то, что все дети благодарят Елену за помощь. Вообще, слова «спасибо», «пожайлуста», «извините» в обиходе воспитанников «Звездочки» привычны: воспитатель большое внимание уделяет вежливости и доброжелательности своих подопечных. А как приучает употреблять добрые, приветливые слова? Конечно же, собственным примером: «Валюша, будь добра, подай свою куртку».
Наконец, когда все дети одеты и обуты, надо построить их по парам и вывести на улицу, не «растеряв» по дороге. Ребята очень рады бодрящему осеннему воздуху: за полтора часа они успевают вдоволь набегаться, напрыгаться, наиграться. Елена, чтобы не замерзнуть, тоже не стоит на месте: вместе с детворой затеяла игру «В волка и зайчат». После прогулки дети с аппетитом обедают и готовятся ко сну. Что делает воспитатель, пока они отдыхают? «Не теряет времени даром, -улыбаясь, отвечает Елена. - Нужно составить план завтрашнего дня, подготовить сценарий мероприятия, подобрать стихотворения для детей, обзвонить родителей и напомнить про собрание - короче, дел хватает».
Дожидаться, когда встанут дети, я не стала. Но знаю, что после дневного сна их ждет полдник и, если позволяет погода, -еще одна прогулка. Если нет - то они будут встречать своих родителей, спешащих за ними после рабочего дня, в группе. И всем им Елена постарается рассказать, как кушали их сынок или дочка, как спали, как гуляли, с каким настроением проснулись.
Вот из таких вроде бы обычных дней складывается самое беззаботное время -детство. Время, которое особенно запомнится, если повезет с воспитателем, и он окажется добрым, понимающим, ласковым. Таким, как Елена Савченко, которая каждый день встречает и провожает своих воспитанников с доброй улыбкой.
Татьяна ЗУБЕЦ.