21.07.2013
16879

Общество не существует само по себе. Его развитие обусловлено тем, насколько благоприятные условия созданы в нем для жизнедеятельности каждого человека, а по отношению к пожилым людям и инвалидам судят о его духовных и нравственных возможностях. Особую категорию в нашем обществе занимают дети... Задумывались ли вы когда-нибудь, кто такие дети с особенностями развития? Что мы знаем о них? Об этом и не только наш разговор с директором УО «Калинко-вичский районный центр кор-рекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЦКРОиР) Натальей Викторовной ГУБАРЕВОЙ:

- Наше общество помогает развиваться детям способным, талантливым, одаренным, открывая перед ними двери школ, лицеев, гимназий. Но нельзя забывать и о детях с особенностями психофизического развития, которые в силу многих обстоятельств воспринимают окружающий мир несколько по-иному, чем их здоровые сверстники. Это удивительные дети, они видят мир другими глазами в силу своих психических особенностей. По-своему, они очень талантливы, но для достижения успеха преодолевают больше препятствий, чем обычные дети, поэтому должны вызывать у нас уважение. Мы не имеем права отворачиваться от их проблем, не прятать детей с особенностями психофизического развития за дверями квартир, а помогать им жить полноценной жизнью в нашем обществе.

- Сколько детей с особенностями развития проживает в нашем районе? Как для них выбирается программа обучения?

- На сегодняшний день в районе проживает 961 ребенок. Анализ статистических данных показывает, что с каждым годом количество детей с особенностями, к сожалению, постоянно растет. Со времени создания нашего центра, а это было в 2001 году, через руки наших специалистов прошло более 10 тысяч детей. В ЦКРОиР по определенному графику, который можно уточнить по телефону 3-29-79, работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Ее цель - диагностика детей с особенностями развития для оценки их возможностей и обозначения дальнейшего общеобразовательного маршрута (приемлемой формы обучения). Родители не должны бояться этого обследования, ведь чем раньше будет поставлен диагноз и оказана необходимая помощь, особенно она важна для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, тем эффективнее будет конечный результат. Бывает, что родители, боясь общественного мнения, негативной реакции со стороны окружающих, отказываются от нашей помощи, тем самым ухудщая состояние ребенка. Поэтому, если вас что-то настораживает в поведении вашего малыша, вы замечаете, что в физическом или психологическом развитии он отстает от сверстников, то не тяните и не бойтесь, а сразу приходите к нам за помощью, ведь мы работаем ради, пусть даже малого, успеха детей с особенностями.

За текущий год нашу психолого-медико-педагогическую комиссию посетили более тысячи детей. Кроме того, за время работы центра более 60% детей с особенностями психофизического развития начали заниматься по программе общеобразовательной школы.

- В последнее время мы все чаще слышим об интегрированном обучении. В чем его отличительный признак и как оно приживается в нашем районе?

- Благодаря интегрированному обучению дети с особенностями получили возможность учиться вместе с обычными детьми, вместе проводить праздники, посещать кружки, секции и т.д. Его отличительная черта в первую очередь в том, что имеется наличие коррекционного компонента. Педагогическая коррекция направлена на преодоление, ослабление отклонений от нормального развития. Дети с особенностями не в полной мере осведомлены о многообразии окружающего мира, коррекционные занятия - дополнительный шанс, которыи предоставляется им для того, чтобы наладить отношения с окружающим миром, обществом. Кроме того, интегрированное обучение помогает здоровым детям осознать проблемы тех, кто отличается от них в интеллектуальном и физическом развитии, ценить свое здоровье, они учатся быть добрее, терпимее.

Первый интегрированный класс появился в нашем районе в 1996г. на базе СШ№7, занятия с детьми проводила талантливый педагог Валентина Савицкая. Сегодня, спустя семнадцать лет, в 35 школах нашего района и города на интеграции находится 220 детей, с которыми работают хорошие педагоги: Алеся Евтушенко, Ольга Степаненко, Екатерина Костюк, Наталья Шинько и многие другие. Кроме того, есть группы интегрированного обучения в 26 детских садах.

В интегрированных классах занимаются дети со следующими нарушениями: слуха и зрения, речи, интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, а также с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, дети с тяжелыми нарушениями, которые передвигаются в инвалидных колясках, обучаются пока на дому и в ЦКРОиР. Но делается все возможное для того, чтобы и они могли посещать обычные школы. Разработана программа по безбарьерной среде, в соответствии с которой пристраиваются пандусы, убираются междверные пороги для облегчения передвижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Сыродская БШ и Домано-вичская СШ полностью соответствуют таким требованиям.

За время существования интегрированного обучения в районе более 100 наших выпускников продолжили свое обучение в профессиональных училищах, это хороший результат. Ребята получили следующие профессии: штукатур-маляр, плиточник, рабочий зеленого строительства.

- Многие считают, что место детей с особенностями в специальной школе-интернате, что только там они смогут получить знания. Как вы относитесь к такому утверждению?

- Задумайтесь, разве возможно приобрести знания, а в особенности навыки общения, поведения в обществе, самостоятельности, в изолированной от жизни спецшколе-интернате? Включение детей с особенностями в процесс обучения обычных детей предполагает обеспечение им получения объема знаний, которые соответствуют их познавательным возможностям. А задумывались ли те, кто придерживается подобного мнения, что в будущем детям с особенностями все равно придется жить и работать в обществе таких людей, как мы: найти свое место в обществе, выстроить полноценную жизнь, и чем позже это произойдет, тем будет болезненнее. Часто помещение детей с особенностями психофизического развития напоминает желание оградить обычных детей от тех, кто как бы мешает их процессу обучения, а это неправильно. Нужно искоренять у людей такое понятие. Все зависит от отношения каждого из нас к таким детям: если мы научимся принимать их такими, какие они есть, не заострять внимания на их особенностях, они спокойно смогут жить, работать, учиться рядом с нами.
Спасибо за интервью. Наталья Викторовна, у вас недавно был юбилей, поэтому хочется пожелать вам терпения в вашем нелегком деле, творческих успехов и здоровья.

 


Татьяна ЗУБЕЦ

  
Категории новостей
Погода
Погода в Калинковичах сейчас
0
Влажность:
Давление: 0 мм.рт.ст
Облачность: %
Ветер: м/с
Курсы валют
Лучшие курсы валют на сегодня в Калинковичах на 22.11.2024
ПродатьКупить
Доллар3.4373.469
Евро3.5753.632
Росс. рубль3.343.37

Открыть все курсы валют в банках
Партнеры:
Использование материалов kalinkovichi.by разрешено только с использованием активной индексируемой ссылки на https://kalinkovichi.by/