Перед родителями будущих первоклассников современная действительность ставит ряд непростых задач задолго до первого сентября. Начиная от выбора учебного заведения, хорошего, влюбленного в свою профессию учителя, который сможет увлечь маленького непоседу, и заканчивая проблемой выбора школьных принадлежностей.
В наше время общеобразователь-ных учебных заведений столько, что сориентироваться в уклонах, дифференциациях, профилиза-циях не так-то просто. Именно поэтому мой вам совет: начинайте разбираться во всем прямо сегодня, если в вашей семье подрастает будущий первоклассник. Нынче нет жесткой привязки школ к микрорайону, но, естественно, в первую очередь принимают детей именно из близлежащих домов, а всех остальных - на вакантные места. Что лучше: хорошая, на ваш взгляд, школа, но далеко, или обыкновенная средняя, но во дворе? Если в семье есть автомашина, быть может, и не стоит искать легких путей. А если нет, то представьте, что вашему ребенку придется намного раньше вставать, чтобы успеть к занятиям, да и на дорогу домой он будет тратить гораздо больше времени, чем его друзья, родители которых выбрали для них учебное заведение поближе. На сколько вас обоих хватит?
Перед тем, как определиться со школой для дочери, я не поленилась заглянуть в несколько учреждений образования нашего города. Обратила внимание на учебные кабинеты, спортзал, спортивную площадку и столовую, ведь, как мне кажется, там, где будет учиться мой ребенок, должно быть уютно, аккуратно, светло. Но не стоит забывать, что специалисты рекомендуют для малышей выбирать не столько учебное заведение, сколько учителя, ведь именно он закладывает в ребенке желание (или нежелание) учиться. Если вы нынче идете в первый класс, но пропустили общие собрания для родителей будущих первоклассников и не смогли познакомиться с преподавателями, то можно подойти к директору учебного заведения или его заместителю по учебной работе, попросить рассказать о педагогах «нулевки», охарактеризовать своего ребенка и может вместе вам удастся определиться с вашим первым учителем.
Кроме того, есть резон пообщаться со старшеклассниками, их родителями. Какие впечатления остались у них от педагогов начальной школы? Слава о хороших учителях распространяется очень быстро. Поэтому, если определились, не тяните с заявлением (в школы нашего района их принимают с 3 июня и до конца лета вместе с портфолио, копией свидетельства о рождении, медицинской справкой о состоянии здоровья ребенка, которую, после прохождения медкомиссии, выдает детская поликлиника): талантливые учителя набирают класс буквально в течение нескольких недель.
Многие родители еще до поступления в школу много внимания уделяют умственному развитию своего ребенка, а буквально с первого сентября стараются загрузить его какими-нибудь факультативами, дополнительными занятиями, чтобы не было у того ни минутки свободной. Конечно, приятно думать, что твой ребенок одарен. Но, по большому счету, вам придется выбирать, что для вас в «началке» важнее: многочасовые сидения за уроками или здоровье, жизнерадостность, непосредственность. В общем, медики твердят: большие нагрузки прямо с начальной школы вредны для здоровья. Педагоги настаивают на том, что чем напряженнее с самого начала занятия, тем больше шансов поступить в вуз. Чья позиция более гуманна, решать вам. И в любом случае очень неплохо соотнести свои родительские амбиции и претензии с возможностями и желаниями самого ребенка.
- Конечно, умственно развиваться, познавать что-то новое нужно обязательно. Но в погоне за знаниями, хорошими отметками родители порой совершенно забывают о здоровье своего малыша, который с утра до вечера занимается то уроками, то углубленным изучением иностранного языка, а то, что тоже часто бывает, часами просиживает у компьютера,- говорит Ирина Акуленко, заведующая детской поликлиникой. - В первую очередь, с детства ребенка нужно приучать заботиться о своем здоровье, потому что, как ни банально это звучит, оно бесценно. И если плохую отметку можно исправить, недостаток знаний - восполнить, то проблемы со здоровьем порой решить очень сложно. Цифры говорят, что из 85 % прошедших диспансеризацию в нашем районе будущих первоклассников, в первую группу здоровья входят 52,5 % (это дети, у которых не выявлены острые, хронические заболевания или нарушения функций отдельных органов и систем организма). Во вторую - 42,1 % старших дошкольников, имеющих острые заболевания или факторы риска хронических заболеваний, сниженную сопротивляемость организма. К третьей группе здоровья относятся дети - а их 3,7 % - имеющие хронические заболевания с умеренными или выраженными нарушениями функций органов и систем организма с периодическими обострениями. Оставшиеся 1,7 % будущих первоклассников относятся к четвертой группе (это дети с тяжелыми заболеваниями, дети-инвалиды). Следует отметить, что, по мере взросления, к сожалению, уменьшается количество здоровых детей и многие из них переходят во вторую или третью группу здоровья. Все это связано, в первую очередь, с нарушением режима дня, малой физической активностью ребенка, неправильным питанием.
Родители сами должны вести здоровый образ жизни: отказаться от вредных привычек, заниматься физическими упражнениями, как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Поэтому, отправляясь в школу, найдите ту «золотую» середину при выборе умственной и физической нагрузке для вашего малыша, потому что возможности каждого ребенка индивидуальны и лучше всего о них могут знать только его мама и папа.
Ну а главное, отправляясь на поиски учебного заведения для своего ребенка, помните: плохих школ не бывает и идеальных, впрочем, тоже. Есть школы, которые просто не подходят вашему малышу и вам в силу каких-то убеждений и взглядов. А потому не отчаивайтесь -ищите. И обязательно найдете.
Татьяна ЗУБЕЦ.