Пока не существует кардинальных методов, которые позволили бы полностью избавить человека от ВИЧ-инфекции. Возможно, когда-нибудь такое лечение появится, ведь наука не стоит на месте и постоянно развивается. Но уже сейчас человек с ВИЧ может Сделать все возможное, чтобы жить нормальной жизнью и не дать вирусу контролировать состояние своего организма. Для этого нужны три вещи: здоровый образ жизни, медикаментозное лечение и, пожалуй, самое главное - поддержка окружающих людей.
Начиная с 2010 года, в Беларуси реализуется проект «Региональная инициатива в области здравоохранения», который направлен на поддержку и расширение возможностей людей, живущих с ВИЧ, а также профилактику заражения ВИЧ-инфекцией. Проект стал возможным при финансовой поддержке Американского Красного Креста и был начат в городе Жлобине. Сотрудниками БОКК были налажены партнерские взаимоотношения с государственными и коммерческими организациями Жлобина по вопросам взаимодействия в контексте ВИЧ, налажена система перенаправления людей, живущих с ВИЧ, и их ближайшего окружения за получением услуг в 8 организаций города. Также в Жлобине был открыт информационно-консультационный центр по вопросам ВИЧ/СПИДа, где работают квалифицированные сотрудники. Ведь основными целями проекта являются улучшение качества жизни людей, живущих с ВИЧ, через расширение доступа к качественным услугам по профилактике, уходу и поддержке со стороны специалистов и ближайшего окружения; снижение уровня стигмы и дискриминации в обществе. И на сегодняшний день в Жлобине продолжается активная деятельность по укреплению межведомственных связей в вопросах противодействия распространению ВИЧ-инфекции и оказанию услуг ВИЧ-позитивным людям. Например, отдел образования Жлобинского райисполкома включил в методический план школ города Жлобина информационные сессии по профилактике ВИЧ, которые проводят специально обученные волонтеры БОКК. И даже в одном из крупнейших ночных клубов республики «>KLONDON» волонтеры Красного Креста всегда желанные гости. За два года уровень ВИЧ в Жлобинском районе не дал скачка, а остался на прежнем уровне. А это значит, что проект работает.
Важным компонентом проекта является перенос Жлобинского опыта на другие регионы Гомельской области. И одним из них станет Калинковичский район.
В октябре на базе ТЦСОН состоялась координационная рабочая встреча в рамках проекта «Региональная инициатива в области здравоохранения в Полесском регионе», в которой приняли участие менеджеры проекта, представители отделов и служб райисполкома, общественных объединений и организаций, здравоохранения, образования и трудовых коллективов. Целью встречи стала презентация проекта в Калинковичах и определение путей взаимодействия с различными организациями и учреждениями. По состоянию на 1 февраля 2013 года в Беларуси зарегистрирова-но более 14 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Об этом сообщает Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Только в Гомельской области зарегистрировано 6948 случаев ВИЧ-инфекции. В Ка-линковичском районе, согласно официальной статистике, диагноз ВИЧ поставлен 281 человеку. Постоянно проживают в городе 144. Но эти цифры смело можно умножать чуть ли не в 10 раз. Ведь большинство людей, живущих с ВИЧ, предпочитают не раскрывать свой статус, опасаясь дискриминации и стигмы в обществе. Они остаются со своей бедой наедине. А это намного хуже.
В нашем городе планируется выстроить анонимную систему перенаправления между организациями, проводить профилактические мероприятия и тренинги, ин-фосессии по принципу «равный обучает равного», фотовыставки. К слову, на Ка-линковичском комбинате хлебопродуктов два года назад был успешно реализован проект по профилактике ВИЧ под названием «Зернышко». Подобные ему должны пройти на всех крупных предприятиях города и в сельхозорганизациях. Ведь, как это не парадоксально звучит, современные школьники больше информированы о путях передачи и мерах профилактики ВИЧ, чем люди зрелого возраста. Согласно данным, ВИЧ «взрослеет»: в большинстве последних зарегистрированных случаях возраст зараженных 40 лет и старше. Основная причина заражения - незащищенные сексуальные контакты. Важность профилактической работы на предприятиях и в организациях очевидна. Ведь страх и незнание - главная причина для предрассудков и стигмы (ярлык, социальное клеймо). Люди боятся СПИДа, потому что родились в обществе, которое практически ничего не знало об этой болезни. В первые годы распространения эпидемии, ВИЧ фактически приравнивался к смерти, т.к. вирус обнаруживался только на стадии СПИДа. Поэтому диагноз вызывал слепой страх и чувство полной беспомощности. Многие люди до сих пор очень мало знают о ВИЧ-инфекции и очень многого боятся. По этой причине ВИЧ стал одним из самых стигматизированных заболеваний за всю историю человечества. Это привело к возникновению разного рода мифов, которые бытуют в обществе и влияют на отношение к людям, живущим с ВИЧ.
Миф 1. Люди с ВИЧ «обречены». Это не так. Люди с ВИЧ могут жить качественной жизнью, которая становится все более долгой благодаря современным методам лечения. Они работают, любят, создают семьи и становятся родителями.
Миф 2. Это «страшная болезнь». Это просто серьезное заболевание, наряду со многими другими болезнями и инфекциями, от которых никто не застрахован. Заболевание тем же гепатитом С может быть не менее опасным. Это не «страшная болезнь», это то, с чем можно жить и бороться за эту жизнь.
Миф 3. «Жертвы СПИДа». Люди с ВИЧ не являются «жертвами», «несчастными» или «больными». Жертва - этот тот, кто беспомощен перед ситуацией, а люди с ВИЧ активно решают свои проблемы и контролируют свою жизнь. ВИЧ - это только часть жизни, и зачастую не самая главная.
Миф 4. «Сами виноваты». Всегда легко обвинять других после случившегося, когда уже ничего не изменишь. Люди попадают в дорожные аварии из-за нарушения Правил дорожного движения, болеют сердечными болезнями из-за неправильного питания или страдают от раковых опухолей из-за чрезмерного курения. Однако никто не считает их «плохими», которые «сами виноваты». Такое представление -проявление стигмы, не имеющее ничего общего с реальной жизнью. Заразиться ВИЧ может каждый.
Миф 5. «ВИЧ бывает только у групп риска». Выражение «группы риска» является некорректным. Риск связан не с принадлежностью к какой-то группе, а с конкретными ситуациями, в которых возможна передача ВИЧ. Вирус ничего не знает о группах, для него важна лишь возможность проникновения в организм.
Если у человека подтвердился положительный ВИЧ-статус, он должен знать, что он не один со своей проблемой. Он или его родственники всегда могут обратиться за помощью в районную организацию Красного Креста, откуда будут перенаправлены к нужным специалистам, получат все необходимые рекомендации и гуманитарную помощь. Жизнь с ВИЧ возможна. Главное - хотеть жить.
Сегодня мы печатаем реальные истории людей с положительным ВИЧ-статусом, предоставленные БО Красного Креста. Истории людей, которые отличаются от многих из нас одним: мы только слышим и читаем о ВИЧ-инфекции, а кто-то с ней живет. И даже в таком небольшом городе, как наш, таких людей несколько сотен.
Анна, 36 лет, живет с ВИЧ уже около 18 лет:
«Я из обычной семьи: мама - учитель биологии, папа - врач. У меня есть любимый младший брат, правда сейчас он живет в другой стране.
В детстве у меня не очень получалось общаться со сверстниками: я обожала читать и сочинять разные истории. Это были красивые сказки, в которых всегда было место для благородства, честности и отваги. В этом, придуманном мной мире, я чувствовала себя в безопасности.
Мне очень нравилось что-нибудь мастерить: макраме, вязание, лепка и керамика. А еще я любила петь и занималась в хоре около 10 лет. Бассейн, танцы, туристический клуб - у меня было много занятий...
После окончания школы я поступила в медицинское училище, которое закончила с отличием. Я хотела стать врачом, мне нравилось помогать людям, мечтала поступить в институт. В силу своего образования я, конечно, знала о ВИЧ-инфекции. Знала и меры профилактики. Но я никогда не думала, что это произойдет именно со мной. Так, наверное, думают все...
Результат третьего теста мне сообщали в течение трех недель. Постоянно говорили: «Ваш анализ не готов. Перезвоните через неделю». Я сходила с ума от неопределенности и однажды закричала в трубку: «Сколько можно меня мучить? Скажите правду!». Мне ответили, что не могут по телефону обсуждать такие вещи, предложили приехать и побеседовать с врачом. И тогда мне стало все ясно.
Не помню, сколько времени прошло, пока я решилась встретиться с врачом. Она сообщила мне о диагнозе. Сказала, что я должна подписать бумагу о том, что несу уголовную ответственность за умышленное инфицирование других людей, что я должна встать на учет, чтобы бесплатно получать препараты и витамины...
Я вышла на улицу, как во сне. Мне хотелось, чтобы никто меня не видел, стать прозрачной... Странно, что я не помню точно, в каком году это произошло. Помню только, что был ноябрь. В преддверии 1 декабря везде висели плакаты о том, что с ВИЧ-инфекцией люди живут от 2 до 5 лет, что эта болезнь смертельна - в метро, в магазинах, везде... Помню свое отчаяние и ком в горле, который я силилась проглотить, но он упорно оставался на своем месте. Если меня спросят, на что это похоже, я отвечу так. Вот ты стоишь на земле, чувствуешь ее под ногами и знаешь, что так будет всегда. А потом земля вдруг куда-то уходит. И ты падаешь, падаешь... Бесконечно. И рядом нет ни одной руки, готовой тебя поддержать. Я рассказала о своем диагнозе подруге. Она перестала мне звонить - боялась. А я больше всего боялась, что мой младший брат возьмет мой станок или маникюрные ножницы...».
Ольга, 22 года:
«О том, что у меня ВИЧ, я узнала меньше года назад, когда сдала анализы в женской консультации. Мне позвонили домой из Центра профилактики и борьбы со СПИДом и попросили приехать. Уже тогда я поняла: звонок из этого центра - не к добру. Я ехала в автобусе и просто молила Бога, чтобы все это было неправдой. И вот я прихожу туда, встречаюсь с врачом, и она мне сообщает эту новость. Я была просто в шоке! Верить не хотелось. Я слышала об этом, я знала, что рядом с нами живут такие люди, но я никогда не думала, что и я могу оказаться среди них. Как к этому относиться, я не знала, и уже собралась умирать.
Возвращаясь домой, я думала лишь о том, какие найти слова, чтобы обо всем рассказать мужу. Мне было плохо, я плакала, пока его ждала. И вот он приходит, а у меня уже просто не осталось сил подготавливать его для серьезного разговора. Я просто взяла и это сказала. Та ночь была очень тяжелой для нас обоих...».
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели? Достаточно ли вы информированы о способах передачи и мерах профилактики ВИЧ-инфекции? Любую интересующую информацию, в том числе, где можно анонимно пройти обследование на ВИЧ, можно получить в районной организации Красного Креста.
Татьяна КАПИТАН.